Театр-студия «Балаган»

Театр-студия «Балаган»

Театр «Балаган» под руководством главного режиссёра, выпускника Высшего театрального училища им. Б. В. Щукина, Юрия Владимировича Спиридонова существует с 1977 года. За это время актёры радовали зрителей многочисленными постановками, давали спектакли в городе и области. Зародившийся в детской студии Дворца пионеров, перекочевавший со временем в ДК «Магистраль», пережил театр и суровые 90-е. Мечтал и развивался, оттачивал мастерство, ставил перед собой новые цели, открывал двери новым актёрам. Нашей газете удалось пообщаться с главным режиссёром Владимиром Юрьевичем Спиридоновым.

– Владимир Юрьевич, что важно знать нашим читателям о вас?

– …Театром занимаюсь. Наверное, это самое главное, но это не единственный мой проект. Я окончил в своё время Щукинское, был в лаборатории Марка Захарова. На какое-то время потом пришлось театр оставить, у меня как раз был коллектив «Балаган», в 77-м году. В 90-х это дело прекратилось, а в 2016-м мы решили его возобновить: это была культурная эволюция.

– Расскажите, пожалуйста, как Вам пришла идея создания студии, и почему именно «Балаган»?

– Название историческое, возникло давно, когда мы были молодыми, участники театра были подростками.

– Действительно, есть лёгкость в названии.

– Да, мы всегда были лёгкими на подъём, ездили по всей области. Ну, вот представьте, договариваемся, тогда это был ОБКОМ Комсомол, о выезде со спектаклем в Угличское педучилище. Собрались, а автобуса нет. Мы – на автовокзал: автобусы не ходят. Что ж, доехали до Чурилково, пошли пешком, голосовали по дороге. Поймали автобус. Приехали. Дали спектакль. Понимаете, авантюра: пешком в Углич пошли. Но мы были молодые, всё казалось возможным, поэтому и «Балаган» — такой бродячий театр.

«Для чего люди приходят в любительский театр: хотят как-то реализоваться»

– Я заметила такую особенность, что часто детям дают читать стихи о войне, но они не чувствуют материал, поскольку он не подходит им по возрасту, по жизненному опыту, как Вы думаете, можно ли с этим бороться?

– Как бороться.…  Знаете, я не занимался театром 23 года. Когда вернулся, могу честно сказать, понял, мне плохо: от низкого уровня любительского театра. Раньше было по-другому. Постоянно возникали студии, была интересная жизнь. Самое-то главное, что люди работают за гроши, без материальной базы. Вспоминаю, мы когда-то ездили в Москву заказывать костюмы в театральные мастерские. Сейчас зашли в костюмерную – там 40 лет ничего не было нового, понимаете?

«Это не какая-то семейная радость, когда мальчика ставят на табуретку, и он рассказывает стишок. Мы ставим перед собой художественные задачи»

Юрий Владимирович рассказывает, что однажды один из участников отбора («странный, нелепый, со сколиозом») не смог равнодушно отнестись к провалу, до последнего стоял под дверью. Режиссёр всё-таки принял его в труппу и не прогадал. Однажды молодой человек с огненным желанием играть на сцене читал сонеты Петрарки, и это, по словам режиссёра, «было сильно»:

— Когда человек это делает от чистого сердца, то все его физические недостатки уходят на второй план. Любительский театр тем и хорош, что каждый может что-то привнести. Это просто другой театр.

Режиссёр поделился, что одним из самых сильных впечатлений по сей день остаётся для него участие в судействе на конкурсе художественной самодеятельности Общества инвалидов Дзержинского района:

— Глухонемые показывали такую импровизацию, что ли.…  Знаете, в 90-х как выходили торговать на дороге полотенцами, игрушками, картошкой, кто чем мог, когда выживали. Они вышли компанией, торгуют там чем-то, среди этой компании двое, он и она, два одиноких немолодых человека. Кончается тем, что они влюбились, спонсор дал им путёвку на Канары. Я так понимаю, они в театре не были никогда. Наверное, с точки зрения системы Станиславского, они всё поперёк делали. Но в этом была какая-то внутренняя вера в то, что они делают, заряженность. Это их жизнь.

«Я принимаю всех: если есть желание, можно вытащить то, чего ни у кого нет»

– Наверняка творческому человеку всегда приходят на ум философские вопросы. Что для Вас самое главное и что в жизни самое ценное?

– …Что самое главное… Доброта человеческая, этим отличается русское искусство национальное. Спектакль может быть жестоким, тема может быть тяжёлой, но в основе всегда должна быть доброта. Всё ради доброты. Тогда можно говорить о самых страшных вещах. Жестокость, как сейчас говорят, ради хайпа, для меня неприемлема. Вот, например, тот же Маркес и его герои. Нет хороших, но и плохих нет. Все люди разные. Да, они эгоистичные, но мы должны стараться их понять.

Любительский театр — особого рода искренность, выращенная на инициативе людей. Люди с ограниченными возможностями в очередной раз доказывают, что их возможности безграничны. Они обладают особого рода внутренней силой и бесконечным вдохновением. Есть чему поучиться?

Анастасия Ножнина

Добавить комментарий

Закрыть меню
×
×

Корзина