Поздно, Маня, пить боржом…

Поздно, Маня, пить боржом…

Ярославцы выдохнули с облегчением – ввод цифровых пропусков внутри региона отложен на неопределённое время

«Цифровой концлагерь отменён!» — искренне радуются люди в соцсетях. А впереди уже маячат новые напасти, с которыми предстоит бороться, — то цифровые сертификаты вакцинации от Билла Гейтса, то иммунные паспорта. Интернет регулярно лихорадит от рассказов про наночипы и умные татуировки с электродами, которые позволят неким зловредным силам не только получить неограниченный доступ к персональным данным каждого из нас, но и управлять нашим поведением. 

Расслабьтесь, товарищи, — всех уже посчитали!

Бесплатный сыр…

— Как допустили?! Кто позволил?! — возопит в ответ на сие заявление возмущённый гражданин. А сам же и позволил. Более того, активно способствовал. Как это? А вот так! Поиграли в интернете в FaceApp — на добровольной основе пополнили глобальную базу системы распознавания лиц. Собирали покемонов в Pokemon go — передали заинтересованным службам фото и видео посещённых территорий. Ведёте учёт состояния здоровья через мобильные приложения — регулярно поставляете сведения в биометрическую базу данных для аналитических исследований. А может, и в донорскую базу органов. Список бесконечный.

Не верите? Тогда задайтесь простым вопросом — зачем кому-то разрабатывать, внедрять и бесплатно предоставлять вам в пользование огромное количество приложений? Ведь если не платите вы, значит, платит кто-то другой. Как вы думаете, за что? За товар, который сегодня стоит очень дорого и всё время растёт в цене, — за информацию.

Ничего личного — просто бизнес

Наверное, вы и сами не раз замечали такую странность. Набрали в поисковике запрос про стоимость телевизора, и тут же какую страницу ни открой — везде в глаза бросается реклама телевизоров. Зашёл в интернет-магазин, торгующий обувью, и — к гадалке не ходи! — в ближайшие недели реклама сапог и босоножек будет преследовать тебя по всей Всемирной паутине.

Случайность? Нет, конечно. Собираются и анализируются все ваши запросы в поисковиках, вся информация о посещённых страницах, о просмотрах, оценках товаров в интернет-магазинах и совершённых покупках. А затем на основе сделанных выводов вам предлагаются аналогичные товары в виде рекламных блоков, картинок, постов и так далее. 

Более того, Google не так давно анонсировал интеграцию информации относительно того, какую рекламу пользователь просматривал в Сети и какую покупку совершил в реальном магазине. Даже это отслеживается — пока что в маркетинговых целях.

Но и это не всё. Социальные сети пошли ещё дальше: теперь они сами решают, какие посты вам показать в ленте в зависимости от предпочтений пользователей. И что это, если не попытки управления вашим поведением?

Мяукнул кот? Получи рекламу корма

— Ну, так нужно быть аккуратнее на открытых ресурсах и поменьше о себе рассказывать, — скажете вы. И будете безусловно правы. Но это вас не спасёт. Специалисты уверены, что изучать ваши предпочтения можно даже в том случае, если вы игнорируете поисковики и не бродите по виртуальным магазинам. Мобильные приложения по типу Facebook, Instagram, а также тысячи мобильных игр из Google Play не только вытягивают сведения из вас, но и получают информацию через микрофон на мобильном устройстве. Даже если игра не запущена, звуки записываются, а статистика для рекламодателей собирается. Так что не удивляйтесь, если после разговора с родственниками о ремонте холодильника или покупке новой мебели вы вдруг увидите в интернете рекламу нужных вещей. 

Но даже если вы очень молчаливы, информацию о вас можно получить. Мне не раз приходилось читать о том, что в мобильных устройствах запрограммирован код для распознавания телерекламы и других звуков, которые вас окружают. Как сообщает «Википедия», компания Google еще в 2012 году получила патент на «облачную» технологию, которая анализирует шум вокруг говорящего по телефону человека и предлагает рекламу на основе этого. К примеру, услышав музыку, Google предложит купить билеты на концерт; а уловив мяуканье кошки, покажет баннер магазина товаров для животных. И так далее. Если же добавить сюда ещё и возможность считывать GPS-координаты, то простор для использования этого механизма просто безграничен. 

Жизнь под присмотром

Действительно, некоторые соцсети (и уж точно многие телефоны) отслеживают местоположение своих пользователей. Зачекинились в кафе, где обедали, или просто на работе, а вам уже предлагают посетить интересное место, мероприятие неподалёку. Эта «слежка» в основном носит маркетинговый характер. Хотя если вы решили заделаться крутым террористом, будьте готовы и к более пристальному вниманию.

Распознавание личности человека по голосу аналогично распознаванию по лицу, так что в будущем вполне возможно будет установить не только где вы находились в тот или иной отрезок времени, но и — по фоновым звукам — кто был рядом. 

Ещё проще контролировать нас через камеры видеонаблюдения. И это не проблема с технической точки зрения. Так, в середине марта Роспотребнадзор отчитался о том, что благодаря камерам видеонаблюдения удалось зафиксировать (и установить личность с помощью системы распознавания лиц) около 200 нарушителей карантина. А Китай, первым официально заявивший о применении слежки за своими гражданами с целью сдерживания коронавируса, пошёл ещё дальше — для дистанционного контроля стали использовать дронов. Беспилотные летательные аппараты научились выявлять людей, вышедших на улицу без маски, и оповещать их о необходимости соблюдения правил пребывания в публичных местах.

Интересно, что информацию через камеры может получать не только государство. Не раз фиксировались случаи, когда камеры видеонаблюдения, подключённые к сети интернет, передавали свои координаты (а возможно, и другие данные) на заранее запрограммированные адреса (обычно находящиеся на территории страны-производителя). Отвлекаясь от темы статьи, не могу не заметить, что это мощный аргумент в пользу импортозамещения.

Внимание, мошенники!

Помимо навязывания рекламы и стороннего контроля у доступа к персональным данным есть ещё одна серьёзная проблема: информацию от «Большого Брата» с успехом используют и мошенники. В последнее время в СМИ часто пишут о звонках от якобы сотрудников банка, которые, оперируя персональными данными человека, пытаются узнать код его банковской карты. Откуда у мошенников эти данные? Конечно, можно заподозрить в недобросовестности персонал банка. Но давайте вспомним, не оплачивали ли вы своей картой покупки в Сети? Ведь в таком случае вы сами сообщили и номер карты, и свои имя-отчество. И если сайт, где вы отоварились, не вполне надёжен или попросту взломан… Как говорится, пеняйте на самих себя.

Маргарита Ромашкина

Добавить комментарий

Закрыть меню
×
×

Корзина